ДЦП

В настоящее время происходит рост численности детей с неврологической патологией, в частности с различными формами детского церебрального паралича (ДЦП), который занимает в структуре заболеваний нервной системы у детей одно из ведущих мест. 
В зависимости от тех или иных патологических изменений и нарушений целостности различных функциональных зон центральной нервной системы формируются разнообразные неврологические отклонения и формы ДЦП, но практически всегда присутствует триада основных нарушений:

  • нарушения двигательной сферы — параличи и парезы, гиперкинезы, нарушения координации движений — атаксия,
  • нарушения речевой деятельности — дизартрия, афазия, алалия.
  • нарушения психики;

Учитывая многофакторность заболевания, необходимо проведение комплексного разностороннего обследования пациента для разработки индивидуальной для каждого пациента программы реабилитации. Основная задача лечения детского церебрального паралича: максимально полное возможное развитие умений и навыков ребёнка и его коммуникативности.

Методики лечения

Дети, страдающие ДЦП – это «особенные» дети, которым требуется постоянная реабилитация: регулярные, систематические, непрерывные занятия ЛФК, в сочетании с занятиями с психологом, логопедом, эрготерапевтом, что проводятся в нашем Центре. Работа с детьми, страдающими ДЦП ведется в Центре с 2006 г. Сегодня мы успешно применяем на практике следующие методики:


Занятия ЛФК по методике кинезитерапии

В связи с наличием у детей с ДЦП тетрапарезов, гемипарезов идет недостаточное использование мышц. Даже небольшое количество интенсивных сокращений и растяжений мышц - наиболее эффективный способ увеличения мышечной массы и силы. Частое повторение двигательных упражнений умеренной мощности повышает выносливость мышц. Упражнения выполняются на реабилитационных тренажерах, с их помощью в осуществлении движений задействуется большее количество мышечных групп; благодаря увеличенной амплитуде движения создается возможность тщательной проработки связочного аппарата и исключается осевая нагрузка на позвоночник и суставы.Благодаря ЛФК мы помогаем детям укрепить мышцы и снять гипертонус. В работающей мышце возникает больше мелких капилляров, улучшаются условия питания и развития мышц, улучшается гемодинамика и трофика мышц. Работа мышечной ткани улучшает нервную проводимость по ходу нервных сплетений и нервов соответствующих мышц. В итоге улучшаются соматические и нервно-психические показатели. 

DSC_0291.JPG

Занятие в костюме АДЕЛИ с использованием стенда реабилитации

Нейро-гравитационный костюм когда-то был разработан для снижения негативного влияния невесомости на организм космонавтов. Суть костюма «АДЕЛИ» – перераспределение нагрузки на мышцы и суставы, образование «виртуального» мышечного каркаса, за счёт системы опорных и нагрузочных элементов (так называемых резинок).

Регулярные занятия в костюме приводят к преобразованию сложившихся патологических паттернов в новые нормализованные рефлекторные связи.

Кроме того, двигательное развитие активизирует все анализаторные системы организма и способствует формированию речи и интеллекта.

Занятие в костюме АДЕЛИ проходит с использованием стенда реабилитации опорно-двигательного аппарата, который позволяет корректировать физическую нагрузку в процессе занятия, что заметно улучшает выносливость пациента и позволяет ему адаптироваться к реальным условиям.

Тренажерный стенд оснащен видеоконтрольным устройством, благодаря которому пациент может наблюдать за собой через экран монитора, что повышает его мотивацию и желание «работать».

При работе на стенде наблюдается улучшение качественных характеристик движения.

Сочетание стенда и костюма позволяет нормализовать положение отдельных частей тела для исправления дефектов осанки, обучения шаговым движениям, тренировки равновесия и формирования новых умений. Кроме того, при работе на стенде наблюдается улучшение качественных характеристик движения.

 

Терапия Войта

В начале 50-х годов прошлого века чешский врач и учёный Вацлав Войта смог добиться игры мышц у детей, страдающих ДЦП, при этом изменения носили закономерный характер, а не являлись случайностью. Основой для разработанной терапии стало многолетнее экспериментальное исследование, начатое в 1954 году. Эта методика применяется в лечении больных по всему миру уже несколько десятилетий. Методика Войта, основанная на регулярном и целенаправленном воздействии на определённые точки тела больного, помогает закрепить у пациента рефлекс движения, не развитый в результате болезни.

Терапия успешно применяется как в педиатрии (от рождения), так в реабилитации взрослых.

Терапия НЕ УЧИТ ребёнка переворачиваться, сидеть, ползать, ходить, она является «активной» основой развития поступательного движения и автоматического управления положением тела.

DSC_0260.JPG

Занятия на стенде реабилитации опорно-двигательного аппарата 

Тренажёр предназначен для лечения и реабилитации пациентов с расстройствами движения, вызванных заболеваниями опорно-двигательного аппарата, в том числе ДЦП.

В основу реабилитационного стенда положен принцип искусственной управляющей среды с использованием: беговой дорожки тредбана, системы облегчающей подвески и комплекса устройств, позволяющих создавать дополнительное искусственное окружение с ограничением сил гравитации на движение человека. Тренажерный стенд оснащен видеоконтрольным устройством, что позволяет ребёнку наблюдать за собой через экран телевизора и корректировать свои движения.

Тренажёр дает возможность восполнить недостаточно развитую двигательную функцию, искусственно созданными «энергосиловыми» и координационными добавками, которые позволяют выполнять естественные движения достаточно длительное время.

Для каждого пациента разрабатывается индивидуальная программа восстановления: подбираются условия, режимы тренировочных нагрузок (скорость, время работы, время отдыха), а также величина облегчающего воздействия.

Максимальное облегчающее воздействие может составлять до 50-70% от веса пациента.

При работе на стенде наблюдается улучшение качественных характеристик движения. Использование компонентов искусственной управляющей среды с элементами внешнего воздействия позволяет пациенту выполнять движения самостоятельно, с приближением биодинамических характеристик к параметрам здоровых людей. Это является единственной возможностью нормализовать положение отдельных частей тела для исправления дефектов осанки, обучения шаговым движениям, тренировки равновесия и формирования новых умений.

9M6IWL3q2K0.jpg

Метод соматической психокоррекции 

Применяется в работе с особыми детьми и их родителями с целью оказания помощи в коррекции «внутренней картины болезни», приспособления к реальности и преодоления внутри личностного и внутрисемейного конфликтов, своего рода адаптации к болезни.

Диада «мать-дитя» формируется во время беременности и обычно прекращает свое существование к 3 годам, когда у ребенка появляется слово «Я», он начинает осознавать себя как личность и формировать свои личные границы. В случае с особыми детьми диадные отношения мамы и ребенка длятся гораздо дольше, потому, что существует физическая зависимость ребенка от матери, и состояние здоровья ребенка очень зависит от эмоционального состояния матери. Коррекция состояния диады "мать-дитя" в целом возможна с помощью техник соматической интеграции, направленных на мобилизацию ресурса организма ребенка, обеспечение более гармоничного состояния матери. Кроме того, изменяется специфика общения «родитель-ребёнок» в сторону положительных реакций друг на друга.

DSC_0282.JPG

Занятия мелкой моторикой

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. Сюда относятся как примитивные жесты (захват предметов), так и более мелкие, точные движения, влияющие, например, на почерк человека.

Мелкая моторика тесно связана со всеми важными системами организма: вниманием, мышлением, речью, координацией и ориентацией в пространстве.

Моторное развитие, в том числе, развитие мелкой моторики, показано в любом возрасте, особенно при различных физических и ментальных нарушениях.

20, 30, 40 минут занятий в день благотворно сказываются на функциональной деятельности человека, как в быту, так и в творчестве.

Регулярные занятия стимулируют нервные клетки и нейроны, которые образуют сеть новых нейронных связей, тем самым восстанавливая нарушенную функцию.

DSC_0375.JPG

Занятия с логопедом

Логопед работает с разной возрастной категорией, корректирует и развивает речь, ставит звуки и помогает улучшить произношение. На занятиях применяется метод Кастильо Моралеса, элементы ПНФ и Войта-терапии.

Когда стоит обращаться к логопеду?

- Осложнённый анамнез развития ребёнка;

- Бедность гуления и лепета. Ребёнок не прослеживает за предметом, отсутствие эмоционального и зрительного контакта и др.;

- Затруднения при сосании, частое срыгивание, в т.ч. через нос;

- Отсутствие речи в возрасте 1,5 – 3-х лет;

- Регресс речи (ребёнок говорил, но вдруг перестал совместно с утратой зрительного контакта); 

- Низкий словарный запас у ребёнка старше 3-х лет (в т.ч.не задаёт вопросы, не рассказывает о событиях);

- Дизартрия, «каша» во рту;

- Запинки в речи, заикание;

- Ребёнок после 5-ти лет не выговаривает отдельные звуки или смешивает их в речи (картавит, шепелявит и т.д.).

- Дислалия (непонимание смысла прочитанного ребёнком старше 7-ми лет).

- Дисфония (слишком, сиплый, визгливый или высокий голос).

- Дисфагия (нарушение глотания, жевания, дыхания в результате различных поражений: ДЦП, инсульта, травм и др.).

- Нарушение дикции, звукопроизношения у взрослых.

DSC_0307.JPG

Занятие по методике ПНФ – проприоцептивного нейромышечного проторения (фасилитации)

ПНФ даёт возможность лечить имеющиеся ограничения на уровне повреждений (мышечную слабость, недостаточную координацию, нарушенное дыхание и другое).

Цель терапии для пациента – достигнуть оптимальной функциональной способности на уровне участия. Проблемы на уровне структуры и функции тела решаются, насколько это возможно, а активности (в т.ч., бытовые), которые важны для пациента, тренируются. В конечном итоге, пациент должен быть в состоянии необходимые ему виды активности без помощи специалиста.

Фазы обучения:

- Когнитивная: пациент должен думать о каждом своём действии и не может, в то же самое время, решать иную задачу.

- Ассоциативная: пациент старается найти решение проблемы. Специалист позволяет пациенту допустить ошибку, одновременно помогая найти правильное решение.

- Автономная или автоматическая: пациенту не нужно долго думать о решении проблемы, и он уже в состоянии одновременно выполнять другие задачи.

004_180216_141918_dsc_1171.wGpzc.jpg

Комплекс мероприятий, проводимый в Центре лечения спины, позволяет улучшить состояние костно-мышечной системы, значительно увеличить двигательную активность у детей с церебральным параличом, способствует появлению новых и развитию имеющихся у детей моторных навыков — способности садиться и сидеть, стоять, ходить, развитие мелкой моторики, координации движений, а также позволяет улучшить речь и когнитивные функции центральной нервной системы, помогает им адаптироваться в социально-бытовой сфере, почувствовать себя полноценными членами общества.

  детское здоровье 1.JPG


Записаться на приём