ДЦП

В настоящее время происходит рост численности детей с неврологической патологией, в частности с различными формами детского церебрального паралича (ДЦП), который занимает в структуре заболеваний нервной системы у детей одно из ведущих мест. 
В зависимости от тех или иных патологических изменений и нарушений целостности различных функциональных зон центральной нервной системы формируются разнообразные неврологические отклонения и формы ДЦП, но практически всегда присутствует триада основных нарушений:

  • нарушения двигательной сферы — параличи и парезы, гиперкинезы, нарушения координации движений — атаксия,
  • нарушения речевой деятельности — дизартрия, афазия, алалия.
  • нарушения психики;

Учитывая многофакторность заболевания, необходимо проведение комплексного разностороннего обследования пациента для разработки индивидуальной для каждого пациента программы реабилитации. Основная задача лечения детского церебрального паралича: максимально полное возможное развитие умений и навыков ребёнка и его коммуникативности.

Методики лечения

Дети, страдающие ДЦП – это «особенные» дети, которым требуется постоянная реабилитация: регулярные, систематические, непрерывные занятия ЛФК, в сочетании с занятиями с психологом, логопедом, эрготерапевтом, что проводятся в нашем Центре. Работа с детьми, страдающими ДЦП ведется в Центре с 2006 г. Сегодня мы успешно применяем на практике следующие методики:


Занятия ЛФК по методике кинезитерапии

В связи с наличием у детей с ДЦП тетрапарезов, гемипарезов идет недостаточное использование мышц. Даже небольшое количество интенсивных сокращений и растяжений мышц - наиболее эффективный способ увеличения мышечной массы и силы. Частое повторение двигательных упражнений умеренной мощности повышает выносливость мышц. Упражнения выполняются на реабилитационных тренажерах, с их помощью в осуществлении движений задействуется большее количество мышечных групп; благодаря увеличенной амплитуде движения создается возможность тщательной проработки связочного аппарата и исключается осевая нагрузка на позвоночник и суставы.Благодаря ЛФК мы помогаем детям укрепить мышцы и снять гипертонус. В работающей мышце возникает больше мелких капилляров, улучшаются условия питания и развития мышц, улучшается гемодинамика и трофика мышц. Работа мышечной ткани улучшает нервную проводимость по ходу нервных сплетений и нервов соответствующих мышц. В итоге улучшаются соматические и нервно-психические показатели. 


Занятие в костюме АДЕЛИ с использованием стенда реабилитации

Нейро-гравитационный костюм когда-то был разработан для снижения негативного влияния невесомости на организм космонавтов. Суть костюма «АДЕЛИ» – перераспределение нагрузки на мышцы и суставы, образование «виртуального» мышечного каркаса, за счёт системы опорных и нагрузочных элементов (так называемых резинок).

Регулярные занятия в костюме приводят к преобразованию сложившихся патологических паттернов в новые нормализованные рефлекторные связи.

Кроме того, двигательное развитие активизирует все анализаторные системы организма и способствует формированию речи и интеллекта.

Занятие в костюме АДЕЛИ проходит с использованием стенда реабилитации опорно-двигательного аппарата, который позволяет корректировать физическую нагрузку в процессе занятия, что заметно улучшает выносливость пациента и позволяет ему адаптироваться к реальным условиям.

Тренажерный стенд оснащен видеоконтрольным устройством, благодаря которому пациент может наблюдать за собой через экран монитора, что повышает его мотивацию и желание «работать».

При работе на стенде наблюдается улучшение качественных характеристик движения.

Сочетание стенда и костюма позволяет нормализовать положение отдельных частей тела для исправления дефектов осанки, обучения шаговым движениям, тренировки равновесия и формирования новых умений. Кроме того, при работе на стенде наблюдается улучшение качественных характеристик движения.

 

Терапия Войта

В начале 50-х годов прошлого века чешский врач и учёный Вацлав Войта смог добиться игры мышц у детей, страдающих ДЦП, при этом изменения носили закономерный характер, а не являлись случайностью. Основой для разработанной терапии стало многолетнее экспериментальное исследование, начатое в 1954 году. Эта методика применяется в лечении больных по всему миру уже несколько десятилетий. Методика Войта, основанная на регулярном и целенаправленном воздействии на определённые точки тела больного, помогает закрепить у пациента рефлекс движения, не развитый в результате болезни.

Терапия успешно применяется как в педиатрии (от рождения), так в реабилитации взрослых.

Терапия НЕ УЧИТ ребёнка переворачиваться, сидеть, ползать, ходить, она является «активной» основой развития поступательного движения и автоматического управления положением тела.


Занятия на стенде реабилитации опорно-двигательного аппарата 

Тренажёр предназначен для лечения и реабилитации пациентов с расстройствами движения, вызванных заболеваниями опорно-двигательного аппарата, в том числе ДЦП.

В основу реабилитационного стенда положен принцип искусственной управляющей среды с использованием: беговой дорожки тредбана, системы облегчающей подвески и комплекса устройств, позволяющих создавать дополнительное искусственное окружение с ограничением сил гравитации на движение человека. Тренажерный стенд оснащен видеоконтрольным устройством, что позволяет ребёнку наблюдать за собой через экран телевизора и корректировать свои движения.

Тренажёр дает возможность восполнить недостаточно развитую двигательную функцию, искусственно созданными «энергосиловыми» и координационными добавками, которые позволяют выполнять естественные движения достаточно длительное время.

Для каждого пациента разрабатывается индивидуальная программа восстановления: подбираются условия, режимы тренировочных нагрузок (скорость, время работы, время отдыха), а также величина облегчающего воздействия.

Максимальное облегчающее воздействие может составлять до 50-70% от веса пациента.

При работе на стенде наблюдается улучшение качественных характеристик движения. Использование компонентов искусственной управляющей среды с элементами внешнего воздействия позволяет пациенту выполнять движения самостоятельно, с приближением биодинамических характеристик к параметрам здоровых людей. Это является единственной возможностью нормализовать положение отдельных частей тела для исправления дефектов осанки, обучения шаговым движениям, тренировки равновесия и формирования новых умений.


Метод соматической психокоррекции 

Применяется в работе с особыми детьми и их родителями с целью оказания помощи в коррекции «внутренней картины болезни», приспособления к реальности и преодоления внутри личностного и внутрисемейного конфликтов, своего рода адаптации к болезни.

Диада «мать-дитя» формируется во время беременности и обычно прекращает свое существование к 3 годам, когда у ребенка появляется слово «Я», он начинает осознавать себя как личность и формировать свои личные границы. В случае с особыми детьми диадные отношения мамы и ребенка длятся гораздо дольше, потому, что существует физическая зависимость ребенка от матери, и состояние здоровья ребенка очень зависит от эмоционального состояния матери. Коррекция состояния диады "мать-дитя" в целом возможна с помощью техник соматической интеграции, направленных на мобилизацию ресурса организма ребенка, обеспечение более гармоничного состояния матери. Такая коррекция, в сочетании с внутрикостными и суперпозиционными техниками, кранио-сакральной терапией, коррекцией дисфункций нервной системы (в физиологически возможных пределах), проводимая в комплексе с другими традиционными методами лечения особых детей, повышает эффективность этих методов, делает результаты более устойчивыми.

Использование в реабилитации элементов остеопатии (комплекса физиологических воздействий на организм) совместно с методом психокоррекции позволяет изменить восприятие ребёнком собственного состояния, собственного тела, скорректировать негативные проявления в поведении. Кроме того, изменяется специфика общения «родитель-ребёнок» в сторону положительных реакций друг на друга.


Занятия мелкой моторикой

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. Сюда относятся как примитивные жесты (захват предметов), так и более мелкие, точные движения, влияющие, например, на почерк человека.

Мелкая моторика тесно связана со всеми важными системами организма: вниманием, мышлением, речью, координацией и ориентацией в пространстве.

Моторное развитие, в том числе, развитие мелкой моторики, показано в любом возрасте, особенно при различных физических и ментальных нарушениях.

20, 30, 40 минут занятий в день благотворно сказываются на функциональной деятельности человека, как в быту, так и в творчестве.

Регулярные занятия стимулируют нервные клетки и нейроны, которые образуют сеть новых нейронных связей, тем самым восстанавливая нарушенную функцию.


Занятия с логопедом

Когда стоит обращаться к логопеду?

- Осложнённый анамнез развития ребёнка (рождения ребёнка в сложных условиях: кесарево сечение; глубока недоношенность, внутриутробная и перинатальная патология развития (гипоксия); ишемия, органическое поражение ЦНС и другое).

- Бедность гуления и лепета (ребёнок не прослеживает за предметом, ненаправленное, слабое, невыраженное гуление, отсутствие эмоционального и зрительного контакта и другое).

- Затруднения при сосании, частое срыгивание, в т.ч. через нос (наличие неврологической причины – парез мягкого нёба).

- Отсутствие речи в возрасте 1,5 – 3-х лет (наиболее благоприятный прогноз в будущем).

- Регресс речи (ребёнок говорил, но вдруг перестал (особенно, возрасте с 1,5 лет до 1года 10 месяцев) совместно с утратой зрительного контакта); регресс, связанный с возникновением эпилептической активности в мозге).

- Низкий словарный запас у ребёнка старше 3-х лет (наличие в речи аграмматизмов, непонимание лексического значения слов и другое, не задаёт вопросы, не рассказывает о событиях).

- Дизартрия («каша» во рту, нарушение просодической стороны речи у ребёнка к четырём, четырём с половиной годам – без диагноза: ДЦП).

- Запинки в речи, заикание (часто повторяющийся звук).

- Ребёнок после 5-ти лет не выговаривает отдельные звуки или смешивает их в речи (картавит, шепелявит и т.д.).

- Ребёнок старше 7-ми лет совершает ошибки на письме (дизграфия – неграмматические ошибки, например, «Ш» вместо «И», «А» вместо «Я» и др.).

- Дислалия (непонимание смысла прочитанного ребёнком старше 7-ми лет).

- Дисфония (либо слишком, сиплый, визгливый или высокий голос).

- Дисфагия (нарушение глотания, жевания, дыхания в результате различных поражений: ДЦП, инсульта, травм и другое).

- Нарушение дикции, звукопроизношения у взрослых.

Логопед работает с разной возрастной категорией, корректирует и развивает речь, ставит звуки и помогает улучшить произношение.

В Центре проводятся:

- Консультации;

- Логопедические занятия по развитию всех компонентов речи;

- Логопедические занятия по коррекции фонетико-фонематического нарушения при дизартрии, дислалии;

- Логопедические занятия по коррекции общего недоразвития речи;

- Логопедические занятия по развитию просодического компонента речи;

- Логопедические занятия с применением функциональной терапии при дизартрии, дисфагии.

Миофункциональный (применение метода Кастильо Моралеса, элементов ПНФ и Войта-терапии) подход позволяет достигнуть:

- Нормализацию тонуса мышц артикуляционного аппарата (в более тяжелых случаях – уменьшение степени проявления двигательных дефектов артикуляционной мускулатуры: спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, синкинезий);

- Активизацию групп мышц периферического речевого аппарата, в которых была недостаточная сократительная способность (или включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих);

- Стимуляцию проприоцептивных ощущений;

- Уменьшение гиперсаливации (слюнотечения);

- Укрепление глоточного рефлекса;

- Улучшение функции глотания;

- Улучшение работы диафрагмы;

- Стимуляцию речевого развития при задержке формирования речи.


Занятие по методике ПНФ – проприоцептивного нейромышечного проторения (фасилитации)

ПНФ даёт возможность лечить имеющиеся ограничения на уровне повреждений (мышечную слабость, недостаточную координацию, нарушенное дыхание и другое).

Цель терапии для пациента – достигнуть оптимальной функциональной способности на уровне участия. Проблемы на уровне структуры и функции тела решаются, насколько это возможно, а активности (в т.ч., бытовые), которые важны для пациента, тренируются. В конечном итоге, пациент должен быть в состоянии необходимые ему виды активности без помощи специалиста.

Фазы обучения:

- Когнитивная: пациент должен думать о каждом своём действии и не может, в то же самое время, решать иную задачу.

- Ассоциативная: пациент старается найти решение проблемы. Специалист позволяет пациенту допустить ошибку, одновременно помогая найти правильное решение.

- Автономная или автоматическая: пациенту не нужно долго думать о решении проблемы, и он уже в состоянии одновременно выполнять другие задачи.


Комплекс мероприятий, проводимый в Центре лечения спины, позволяет улучшить состояние костно-мышечной системы, значительно увеличить двигательную активность у детей с церебральным параличом, способствует появлению новых и развитию имеющихся у детей моторных навыков — способности садиться и сидеть, стоять, ходить, развитие мелкой моторики, координации движений, а также позволяет улучшить речь и когнитивные функции центральной нервной системы, помогает им адаптироваться в социально-бытовой сфере, почувствовать себя полноценными членами общества.

  


Записаться на приём